«Постящеся телеснее, постимся и духовне»

Есть пост телесный, как видим; есть пост и душевный.
Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития, душевный пост
есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный
постник есть кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой
нечистоты. Изрядный постник есть, кто воздерживает себя от гнева, ярости,
злобы и мщения. Изрядный постник есть, кто положил языку своему
воздержание, и удерживает его от празднословия, сквернословия, буесловия,
клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник есть,
кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабления, и сердце свое
— от желания чужих вещей. Словом, добрый постник есть, кто от всякого
удаляется зла.
Видишь, христианине, пост душевный. Полезен нам пост телесный, так как
служит нам ко умерщвлению страстей, но пост душевный неотменно нужен
так, что и телесный пост без него ничтожен есть. Многие постятся телом, но
не постятся душой, многие постятся от пищи и пития, но не постятся от злых
помыслов, дел и слов, и какая им от того польза? Многие постятся через день
и два, и более, но от гнева, злопомнения и мщения поститься не хотят;
многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей,
подобных себе, кусают, и какая им от того польза? Суть такие, которые часто
не касаются руками снедей, но простирают их на мздоимство, хищение и
грабление чуждого добра, и какая им от того польза?
Истинный бо и пряный пост есть воздержание от всякого зла. Аще убо
хощеши, христианине, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно,
постись и душевно, — и тогда постимся всегда. Якоже убо полагаешь пост
чреву твоему, наложи его злым мыслям и прихотям твоим. Да постится ум
твой от суетных помышлений, да постится память от злопомнения; да
постится воля твоя от злого хотения, да постятся очи твои от худого видения:
отврати очи твои, еже не видети суеты, да постятся уши твои от скверных
песней и шептаний клеветнических, да постится язык твой от клеветы,
осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и
гнилого слова, да постятся руки твои от биения и хищения чуждого добра, да
постятся ноги твои от хождения на злое дело. «Уклонися от зла и сотвори
благо» (Пс. 33; 15). Се есть христианский пост, какового Бог наш от нас
требует.
Покайся убо, и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела и
помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом
поститься. «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою
рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был
услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который
томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и
подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем,
угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды,
развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое
ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и
правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я!
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и
говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу
страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как
полдень», и проч. (Ис. 58; 4-10).
(Из сочинений святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского
чудотворца)