Кроме Церкви Православной, нигде нельзя обрести спасение

  1. К преподобному Агафону однажды пришли некоторые иноки и, желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: «Ты, Агафон, мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец?» — Он отвечал: «Да, это правда». Они опять спрашивают его: «Ты, Агафон, пустослов и клеветник?» — Он отвечал: «Я». И еще говорят: «Ты, Агафон, еретик?» — Он отвечал: «Нет, я не еретик». Затем спросили его: «Скажи нам, почему ты на первые вопросы соглашался, а последнего не вынес?» — Он отвечал им: «Первые пороки я признаю за собою, ибо это признание полезно душе моей; а быть еретиком — значит быть в отлучении от Бога, но быть отлученным от Бога я не хочу».

Так рассуждал великий угодник Божий. А кто отлучает себя от Церкви, тот отлучает себя и от Бога, ибо Господь наш Иисус Христос есть глава Своей Церкви. Блаженный Августин говорит: «Спасается только тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь». Пока ты в единении с Церковью, ты — живой член тела Христова, хотя по грехам своим не можешь назвать себя здоровым членом; а если оставил Церковь Православную, то ты перестал уже быть ее живым членом, ты уже отсеченный от нее, а, стало быть, и мертвый член; и как бы не были велики добродетели твои, никакой они не принесут тебе пользы.

Послушай, что пишет друг патриарха Софрония, блаженный Иоанн, в «Луге духовном»:

Старец Кириак убеждал и молил одного брата — несторианина оставить свои заблуждения и обратиться к Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Он сказал ему, что нельзя спастись, если не будем православно веровать. Брат отвечал старцу: «Святой авва! Все ереси тоже говорят, что если ты с нами не будешь иметь общения, не спасешься. Что же мне делать, не знаю я, бедный. Помолись Господу, чтобы мне познать истинную веру».

Старец с радостью принял предложение брата и сказал ему: «Останься в моей келлии, и я надеюсь на Бога, что Его благость откроет тебе истину». Оставив брата в своей пещере, он вышел к Мертвому морю и стал молиться за него. И точно, около девятого часа следующего дня брат видит, что кто-то стоит перед ним, по виду страшный, и говорит ему: «Пойди и познай истину». Взявши его, приводит в темное и смрадное, но жаркое место, и показывает ему в огне Нестория, Евтихия и Аполлинария, Неагрия и Дидима, Диоскора и Севера, Ария и Оригена, и других. Тот, который показал это место, сказал ему: «Оно уготовлено и для этих еретиков, и для тех, кои последуют их учению. Итак, если тебе нравится это место, оставайся при учении своем. Если же не хочешь подвергнуться подобному наказанию, обратись ко Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в которой принадлежит наставлявший тебя старец. Я говорю тебе, что если человек все добродетели сотворит, но не будет православно веровать, приидет в это место».

С сим словом брат пришел в себя. И когда пришел старец, рассказал ему, что видел, и вскоре приобщился к Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Он остался со старцем в Камоне и, проживши с ним несколько лет, скончался в мире.

  1. «На камени созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16; 18).

«Небо и земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут» (Мф. 24; 35).

Верно слово Господа! Кто посмеет усомниться в нем? Он сказал: «Созижду Церковь Мою» — и создал; Он обещал, что «врата адова не одолеют ее», и она стоит непоколебимо, — всегда стояла она, стоит и ныне, и будет стоять, по непреложному слову Его, до окончания века.

Сколько было нападений на Церковь! И каждый раз нападавшие на нее враги погибали, а она возвышалась и с каждой победой становилась все сильнее, все неодолимее. Да и как не стоять твердо Церкви Божией, когда Христос Господь столь возлюбил ее, что и Себя предал за нее, дабы освятить ее и сделать чистой и непорочной невестой Своей? Как не стоять ей, когда Он же Сам и глава ее, Он — ее защитник и покровитель: Его ли одолеют силы вражии? Нет, скорее солнце угаснет, нежели Церковь помрачится, скорее небо и земля прейдут, а слово Господа не мимо идет!

И эта-то истинная Церковь есть Матерь наша, Святая, Соборная и Апостольская Церковь Православная. Она, и только она одна есть «столп и утверждение истины»: в ней — Богоучрежденное священноначалие, в ней все Богоустановленные таинства, и только в ней одной наше спасение.

Итак, кто говорит, что Церкви Божией, истинной Христовой Церкви нет более на земле, тот, стало быть, не верит слову Самого Господа, Который и Сам обещал невидимо пребывать в Церкви Своей до окончания века (Мф. 28; 20). Кто думает, что заблуждение и ложь одолели Церковь Божию, тот Самого Господа — страшно сказать — представляет лживым. А если Церковь Христова и доныне пребывает на земле, то чего же ищешь ты, возлюбленный о Господе брат? Тебе нужно спасение? Оно — в Церкви. «Не должно у других искать истину, — говорит святой Ириней, — ее легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как в богатую сокровищницу, Апостолы положили все, что принадлежит истине. Где Церковь, там и Дух Божий, и всякая благодать».

Тебе непонятны некоторые ее чиноположения и уставы, ты хочешь знать, почему и для чего в Церкви учреждены те или другие обряды? Спроси же об этом у самой Церкви, обратись к ней, как послушный сын, и она охотно исполнит твое желание; у нее не установлено ничего без разума, ничего без смысла и значения.

Зачем же ты бежишь из ограды ее? Или ты разумнее всех святых Божиих, которые обрели спасение в Церкви, которых Сам Господь прославил по неложному слову Своему: «…прославляющие Мя прославлю» (1Цар. 2; 30)?

Знай же, возлюбленный, если ты думаешь устроить свое спасение помимо единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви Православной, если ты уклоняешься от общения с нею и затеваешь создать какую-то свою церковь, по-своему смышлению, то в гордости своей ты сам жестоко заблуждаешься. Кто не хочет быть покорным сыном Православной Церкви, тот выслушай грозное слово Самого Господа Церкви: «аще и Церковь преслушает брат твой, буди тебе яко же язычник и мытарь!»

Господь поручил Церкви дело нашего спасения, и потому всякое самочиние в сем деле ведет прямо к погибели. «Кто Церкви не слушает, — говорит один святой отец, — тот не есть сын Церкви; кто не сын Церкви, тому Христос не пастырь; кому Христос не пастырь, тот не Христова овца; кто не Христова овца, тот напрасно ожидает вечной жизни».

«Хочешь спастись? — поучает святой Златоуст, — пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви, нет ничего в мире сильнее ее. Она — твоя надежда, в ней — твое спасение».

Как без корабля нельзя переплыть море и достигнуть пристанища благоотишного, так нельзя без повиновения учению Православной Церкви достигнуть спасения душевного. Ее возлюби, как Матерь, ей повинуйся и самое Слово Божье бойся толковать по-своему. Ей даны ключи разумения, и она одна — непогрешимая истолковательница его. Помни: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец!» (Слова святого Киприана).

«Мати Сион, речет: человек… веселящихся всех жилище в тебе!» (Пс. 86; 5, 7).

Так воспевал некогда венценосный Пророк, взирая на свой возлюбленный Сион. Мати наша, святая Церковь Православная — взываем мы — новый Сион Господа нашего Иисуса Христа! Поистине, всех веселящихся жилище в тебе! Из твоих материнских недр мы родились, на твоих материнских руках мы живем и действуем, и покоимся. Ты везде с нами и всюду за нас!

                                                                                              Троицкие листки №55.